«Фасадный скандал», разгоревшийся в начале этого года в Одессе, перекрыл по резонансности даже убийство предпринимателя и политика Александра Коробчинского и повышение тарифов на тепло. Немало этому способствовали громкие заявления городских чиновников, приведшие в результате к конфликту если не между областной и городской властью, то между их представителями.
Так, например, выглядит фасад Одесской ОУНБ им. Грушевского
Что было…
Собственно, началось все год назад, когда на Одессу за три дня обрушилась сезонная норма снега. Естественно, фасады домов в исторической части города, построенные не из самого прочного камня – ракушняка и подточенные соленым морским воздухом, не выдержали и в буквальном смысле посыпались. Причем зачастую на головы прохожим.
Мэр Одессы Эдуард Гурвиц не преминул воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы сделать красивый PR-ход. Так появилась программа «52 фасада», предусматривающая реставрацию фасадов 52-х зданий в центральной части города, больше всего пострадавших от непогоды.
Но любая PR-акция должна быть кем-то оплачена. Тем более, такая дорогостоящая. В качестве «донора» и выступил бизнесмен и на тот момент – депутат горсовета Руслан Тарпан, за свои деньги начавший реконструкцию, конечно, не 52-х, а всего лишь 23-х домов. (Правда, и.о. вице-мэра Александр Орлов утверждает, что 21-го, но это уже детали.)
С момента начала работ, фактически – август и начало осени – успели демонтировать аварийные участки лепнины и отделочный слой зданий. Не могу сказать, что послужило причиной остановки работ – погодные условия или поражение Э. Гурвица на выборах мэра Одессы, но консервацию зданий к зиме строители не произвели.
Также можно только догадываться, что произошло между Р. Тарпаном и нынешним мэром Алексеем Костусевым. Но в конце 2010 года городской голова заявил, что ремонтировать фасады домов, у которых прогнили все коммуникации – абсурд. Эта фраза возымела эффект выстрела из стартового пистолета, и как на заказчиков, так и на исполнителей работ по фасадам посыпался град обвинений, в частности, в том, что они «разрушили» фасады.
Проблема в том, что Э. Гурвиц был настолько уверен в своей победе на выборах, что разрешил Р. Тарпану приступать к работам, не дожидаясь тендера на определение подрядчика. Последний же, в свою очередь, был настолько уверен в победе в тендере (как заявил в беседе с нашим корреспондентом один из сотрудников компании Р. Тарпана, в Одессе просто нет другой настолько крупной строительной компании, способной потянуть весь объем работ), что к работам приступил. Так что никаких документов, подтверждающих, что ему кто-либо разрешил проводить данные работы, не было. Следственно, не было и официального повода оплатить их. По оценке того же сотрудника строительной империи Тарпана, затраты на эти «подготовительные» работы оцениваются в пределах 30 – 50 млн. грн.
Тендер, который должен был состояться в конце декабря прошлого года, городские власти отменили. Как можно догадаться из последующих заявлений Костусева, Тарпан потребовал рассчитаться за выполненные работы. И, если у города нет денег (а у города денег не было – мэр все свободнее средств направил на погашение процентов по кредиту в банке BNP Paribas Finance Plc), потребовал рассчитаться землей.
Что есть…
По крайней мере, на сессии горсовета, состоявшейся 28 декабря, городской голова заявил, что направил в городскую прокуратуру материалы по фактам уничтожения и порчи фасадов в центре города (правда, на пресс-конференции, состоявшейся в прокуратуре города в январе этого года, данную информацию не подтвердили).
Цитируем заявление мэра: «Я прошу возбудить уголовное дело по факту порчи коммунального имущества. Создана комиссии, которая определяет размер ущерба. Я намерен потребовать от виновных его возмещения… Румынские оккупанты были более благосклонны к Одессе. Даже когда создавалась видимость заботы, это принимало формы очковтирательства. Например, ремонт фасадов аварийных домов. Что толку ремонтировать фасады, если прогнили все коммуникации? Или потакание власть имущим – попытка увековечить свои инициалы на фоне памятника Екатерине».
После таких заявлений Тарпан распорядился снять леса с фасадов домов. Мэр в ответ распорядился арестовать леса (правда, официального подтверждения последнее заявление не получило).
Следующий ход сделал только назначенный еще даже не вице-мэр, а всего лишь исполняющий обязанности Александр Орлов. Он выступил с официальным заявлением, в котором обвинил Управление охраны памятников культурного наследия облгосадминистрации и лично его начальника Наталью Штербуль в попустительстве незаконным и безграмотным действиям «реставраторов». При этом он заявил, что «в силу своей некомпетентности, а, возможно, и заинтересованности, управление до последнего времени как бы ослепло, а сейчас, когда городская власть дала этому факту принципиальную оценку и направила материалы в прокуратуру Н. Штербуль «прозрела». Сегодня, пытаясь оправдаться, Наталья Штербуль заявляет, что леса установлены «для проведения подготовительных и оценочных работ, чтобы впоследствии, оценив объём необходимых затрат, провести тендер». Такое заявление является наглой ложью, так как фасады разрушены и потеряли аутентичность. Это явная попытка прикрыть собственную бездеятельность, некомпетентность и оправдать фирму, которая без проведения тендера и получения согласований нанесла ущерб городу на десятки миллионов. Происходит подлая и циничная операция, когда разрушив памятники, из городской казны пытаются выдавить средства, не подтвержденные сметной документацией, необходимые на их восстановление».
При этом чиновник уверял, что делает подобные заявление от имени и по поручению городской власти.
За этим последовало совместное заявление одесского губернатора Эдуарда Матвийчука и опять-таки Костусева. Дабы развеять слухи о возможных «терках» между городской и областной властью, они уверяли, что между городом и областью царят мир, дружба и взаимопонимание. «Есть проблема, которая осталась в наследство новому руководству города, для решения которой городская власть прибавит всех необходимых усилий, а областная государственная администрация предоставит максимальную помощь. Все другое - домыслы отдельных чиновников и журналистов», - говорилось в заявлении.
В тот же день Н. Штербуль дала свой «ответ Чемберлену», в котором аргументировано, с документами и фактами показала, что обвинения А. Орлова беспочвенны. В частности, она представила копии, как технического задания, так и писем, которые в течение осени направляла своим коллегам из муниципального управления охраны памятников, - с указанием на то, что работы проводятся с нарушением этого самого задания.
Кроме того, она сообщила, что губернатор дал ей добро на защиту своей деловой репутации в суде. Это заявление фактически разрешило спор, кого сдадут Марвийчук и Костусев – Орлова или Штербуль? А заявление члена совета областной организации Партии регионов Людмилы Будяк о том, что А. Орлова выгнали из партии за конфликт с областным управлением, поставил точку в данном вопросе.
Остается открытым вопрос, зачем Орлов поставил свою подпись под таким заявлением? В том, что не он его писал, сомнения нет. Если действительно по поручению Костусева, то мэр сделал своего нового зама разменной пешкой в игре с областным руководством и очень круто подставил. Если по своей инициативе, то напрашивается единственный вывод: он пытался снять ответственность с себя, как депутат горсовета V созыва, секретаря постоянной комиссии по строительству и архитектуре и директора КП «Капитальное строительство».
На пресс-конференции, состоявшейся в день опубликования своего скандального заявления, в ответ на мой вопрос, куда смотрели депутаты горсовета, А. Орлов, что называется, на голубом глазу, ответил: этот вопрос не выносился на сессию, а также на комиссии по строительству и по охране памятников. Вместе с тем, на сайте горсовета размещено решение № 288 от 10 июня 2010 г., которым заказчиком работ по реставрации фасадов и кровель зданий, из которых 47 – памятники архитектуры, выступает УКС горсовета. Значит, все-таки выносился? И принципиальный руководитель коммунального предприятия и член Партии регионов Александр Орлов промолчал? Не пытался доказать, что ремонт нужно начинать с коммуникаций? К слову, техзадание выдано на первоочередные противоаварийные работы, включающие ремонт фасадов, кровель, ливнестоков, конструкций балконов, эркеров и, при необходимости, фундаментов. В решении горсовета это положение не нашло своего отражения.
Чем сердце успокоится…
Чем закончится фасадный скандал в Одессе? Чтобы сделать соответствующие выводы, не нужны ни карты, ни кофейная гуща, а только одна логика и умение сопоставлять факты.
Александр Орлов поставит рекорд как человек, занимавший кресло вице-мэра Одессы самый короткий промежуток времени. (Для того чтобы после всего происшедшего удержаться в нем, нужно быть политическим эквилибристом очень высокого класса. И то, если Матвийчук все-таки решит сдать Штербуль).
Руслан Тарпан в очередной раз сыграет в поддавки с властью и найдет аргументы, чтобы убедить А. Костусева в своей лояльности. Очевидно, ставкой в этой игре в поддавки станет очередной памятник или историческое здание, которые он восстановит за собственные деньги – в угоду нынешнему мэру.
А фасады… А кто говорит о фасадах?
http://odessa-daily.com.ua/component/content/article/199-mneniya/27622-fasadu-kak-zerkalo.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий